Реализация плана импортозамещения иностранного ПО российскими аналогами в школах находится под угрозой. Согласно результатам всероссийского исследования, проведённого «Академией АйТи», в проникновение отечественных программ в российских школах не превышает 6 %, а 30 % участвовавших в опросе учителей ничего не знают о разработанном в стране софте.
Между тем замена иностранного ПО предусмотрена постановлением Правительства России «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как показали результаты исследования «Применение российского ПО в школьном образовании», проведённого «Академией АйТи», 88,8 % опрошенных отметили использование Windows в качестве основной операционной системы и только 6 % школ оснащены программным обеспечением российского происхождения (операционными системами и офисными программами). Всего в исследовании, проведённом в марте-апреле текущего года, приняли участие более 5000 педагогов-предметников и представителей административного персонала со всех российских регионов.
По словам к. э. н., ректора «Академии АйТи» Игоря Морозова, структура намерена ежегодно отслеживать соответствующую динамику и тенденции в российском среднем образовании, а также «реализовывать образовательные инициативы в области импортозамещения», включая масштабное обучение и стимулирование спроса на российское ПО.
На текущий момент отечественные операционные системы в школах представлены разнообразными версиями Linux. В частности, 3,2 % рынка принадлежит ОС Astra Linux, 1 % — «АльтОбразование», 0,5 % — «Ред ОС» и 0,5 % — Rosa Fresh. В остальных случаях респонденты назвали операционную систему просто «Linux».
Российские и свободные офисные приложения представлены: OpenOffice (СПО) – 22,7 %, «МойОфис» – 18,6 %, LibreOffice – 5 %, «Р7-Офис» – 1 %. При этом точно знают, какое офисное ПО установлено в школах всего 47,3 % опрошенных.
Использование вычислительной техники в образовании отметили 94 % опрошенных, из них 43 % оценили степень работы как «очень активную». Кроме того, 25 % заявили об уверенном владении отечественным ПО и свободном программном обеспечении, 27 % изучали, но не применяли ПО, 18 % респондентов знакомы только с названиями, а 30 % и вовсе ничего не знают о российском ПО.
Почти половина педагогов готова к переходу на российское ПО при условии систематического обучения, поддержки и бесплатных лицензий для школ и пользователей. Большинство опрошенных отметили несовместимость отечественных программ с другими программами и современным оборудованием. Например, программы для оценки работ для ВПР, ЕГЭ, ОГЭ написаны под Windows. Добавляет трудностей и необходимость регулярного переобучения, особенно педагогов старшего возраста. Многие опрошенные отметили, что возможность установки отечественного софта дома у школьников и педагогов обычно отсутствует. Кроме того, многие жалуются на отсутствие современного оборудования, особенно — в сельских школах. Так, 78 % опрошенных считают, что российская сфера образования пока не готова к импортозамещению программного обеспечения.
Как сообщает портал Cnews со ссылкой на авторов исследования, основной проблемой импортозамещения, по сути, является отсутствие чётких ориентиров и планов перехода на отечественное ПО. Одним из важных препятствий на этом пути можно назвать проблему совместимости софта, а также недостаточно активное продвижение российских продуктов, что требует значительных усилий для вытеснения более привычных большинству иностранных аналогов.